Свяжитесь с нами сейчас
+7-951-664-7231

Про блокфлейту

Про блокфлейту

Ценная информация от Ярославы Мальцевой, опубликована в сообществе baroque4you.

Всё о блокфлейте, что вы хотели знать, но не знали, где прочесть 🙂

ЭПОХИ:

  • Блокфлейты использовались с доисторических времен по всему миру. В Европе в Средневековье постепенно вытеснили флейты Пана
  • В эпоху Ренессанса, затем Барокко (до сер. 18 в.) словом-дженериком «ФЛЕЙТА» в Европе назывались именно блокфлейты (которые продольные), а не поперечные (тогда — «траверс-флейты»)

ИМЕНА:

  • Из-за сходства с человеческим голосом — “flauto dolce“ (ит.), «сладкая»
  • “Blockflöte” (нем.) – флейта с блоком
  • Флейта с клювом – “flûte à bec “ (фр.)
  • Recorder” (англ.) – как инструмент менестрелей, певших свои песни по памяти, игравших и на флейтах. 

СИМВОЛИКА и назначение

  • Ренессансный флейтовый консорт (союз разноразмерных флейт) мог заменить на празднестве ансамбль певцов. Позднее на флейтах исполняли не только вокальную, но и танцевальную музыку
  • Именно в эпоху Барокко блокфлейта имела свой собственный, ни с чем не сравниваемый солирующий голос, и чаще всего это был альт (т.н. treble flute)
  • В барочном оркестре маленькие флейты часто отвечали за изображение легкого, ласкающего ветра, Зефира (см. увертюру о рождении стихий к опере «Zais» Ж.-Ф. Рамо)
  • В ансамблях нередки были попытки использовать сопранино для изображения птичьего пения. 

ДЛИНА блокфлейты пропорциональна ВЫСОТЕ звучания:

  • От самых высоких с ладонь (гаркляйн, а также сопранино или «флаутино») до самых низких, по длине – больше человека (субконтрабас)
  • Самые распространенные размеры имеют названия, аналогичные певческим: сопрано, альт, тенор и пр. 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ:

  • Та часть флейты, которую музыкант вкладывает в губы (но не в зубы!!), называют «клюв». В него и чуть ниже вставлен, как пробка, небольшой БЛОК. Он сужает канал до узкой щели, повышает давление воздуха
  • Блок (которого нет у траверса) облегчает извлечение звука. Он же делает звук более ярким, четким, разнохарактерным. Но не дает губам повлиять на динамику. Выразительность достигается за счет артикуляции, штриха, вибрато, разной аппликатуры для одних и тех же нот и пр.
  • Щель (между блоком и стенкой «флейтовой трубы») настолько узка, что образующийся там конденсат создает существенные проблемы: звук пропадает прямо во время выступления. Поэтому блок делают из кедра и подобных, хорошо впитывающих влагу пород дерева
  • А основное тело флейты стараются делать из более твердых материалов (чтобы климат не влиял на звуковые свойства): самшит, палисандр, эбеновое дерево. По многим из них в России теперь действуют ограничения по ввозу/ вывозу, поэтому гастролирующие музыканты рискуют лишиться своих лучших инструментов навсегда прямо на таможне. Более простые модели делают из доступных фруктовых (груши, клена). Встречаются исторические экземпляры и из слоновой кости. 

ГДЕ У БЛОКФЛЕЙТЫ РОТ, из которого она «поёт»?

  • Основной звук выходит из прямоугольного отверстия (с наклонным профилем) сразу под блоком в верхней части флейты. Если его закрыть – звука не будет вообще. На выходе из узкой щели воздух сталкивается с узкой наклонной плоскостью и расщепляется: часть выходит наружу флейты, а часть попадает в тело флейты с ее многочисленными отверстиями. 
  • Барочная блокфлейта разбирается чаще всего на три части, которые называются коленами. Более ранние имеют не более 1-2 колен.

ДЫРКИ:

  • Это только на поверхности они кажутся одинаковыми и круглыми. В глубине они могут быть овальными, наклонными, конусными, неровными. Всё – ради интонации. Параметры тщательно измерены и задокументированы в чертежах, снятых с исторических музейных образцов
  • У ренессансных/ раннебарочных флейт отверстия посажены дальше друг от друга, чем у барочных. На передней части флейты 7 игровых отверстий, с обратной стороны – еще одно октавное отверстие. Благодаря последнему блокфлейта имеет диапазон, далеко выводящий ее за репертуар пастушьих дудок
  • Каждое из двух нижних отверстий может состоять из пары маленьких дырочек: для более четкого прозвучивания полутонов
  • На больших флейтах нижние отверстия закрываются с помощью клапанов, иначе до них не дотянуться.

ДИАПАЗОН, ренессансная VS барочная:

  • Ренессанс/ранее Барокко – около 2 октав (лучше звучат в нижнем регистре за счет широкого и цилиндрического/прямого раструба)
  • Барокко – 2,5 октавы (лучше — в верхнем регистре за счет конусного сужения флейты книзу). Барочные мастера сузили и звуковой канал вверху флейты — звук стал более резким, менее открытым, но более чувствительным
  • Самые распространенные у наших детей флейты Yamaha имеют в базе барочную конструкцию (т.н. «немецкий», «небарочный» строй – это поздняя доработка для упрощения аппликатуры с сомнительным звуковым результатом и не отменяет барочности самой флейты)
  • СДЕЛАТЬ САМЫЙ НИЗКИЙ ЗВУК на барочной блокфлейте — закрыть все круглые отверстия (кроме раструба)
  • САМЫЕ ВЫСОКИЕ ноты зачастую требуют от флейтиста ПОЗЫ ЦАПЛИ на одной ноге, чтобы закрыть коленом раструб.

СТРОЙ:

  • У блокфлейт стабильная настройка, её нельзя изменить (только на несколько десятых тона вниз, раздвигая два верхних колена). Для игры в принципиально другом строе просто берут другой инструмент (в очень редких случаях – заменяют среднее колено на более короткое/длинное)
  • Интонация отдельных нот регулируется позицией языка (да, он работает!), силой выдоха и аппликатурой.

ЧТО ПРОИЗНОСИТ блокфлейтист, когда играет (ооо, это предмет научных дебатов до сих пор):

  • Ранне-барочный и ренессансный – re-re, te-re и te-che (Silvestro Ganassi, трактат 1535 г.), или de и di-ri (Мартин Агрикола, 1529)
  • Среднебарочный французский – tu-ru (Жак Оттетер, 1707)
  • Позднебарочный – di-ri и ti-ri (Иоганн Иоахим Кванц, 1752) и пр.

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ БЛОКФЛЕЙТА:

  • У нее две опорные точки: губы и большой палец правой руки (которому иногда делают специальный упор с задней стороны флейты)
  • изыски на тему «придержать флейту пока не играющими пальцами» — от лукаваго.

КАКАЯ РУКА СВЕРХУ:

  • Исторически – по-разному. Поэтому мастера даже делали сразу два отверстия для нижнего мизинца: поправее и полевее, лишнее музыкант закрывал воском
  • По мере созревания барочного стандарта устоялась практика, когда правая рука – внизу.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, писавшие для блокфлейты:

  • До 1500 года нот для блокфлейты не сохранилось
  • Якоб ван Эйк, А. Вивальди (концерты для флаутино-сопранино), И. С. Бах (Бранденбургские концерты, Страсти, кантаты), Г. Перселл, Д. Ф. Гендель, Ж. Оттетер, Г.Ф.Телеман, Ф. Барсанти и пр.
  • В XX веке случился новый композиторский всплеск в адрес инструмента. В ход пошли современные конструкции: известная прямоугольная флейта Paetzold из фанеры и пр.

«М» или «Ж»?

  • В старинные времена, судя по живописным свидетельствам, на блокфлейтах играли в основном мужчины
  • «Детским» (не в пользу репутации) инструмент стал только в XX веке.

Полушутка:

БЫВАЛЫЕ ФЛАУТИСТЫ говорят, что ОСНОВНОЕ МЕСТО, которым они ИГРАЮТ (где чувствуют основное напряжение) находится никак не в пальцах, и не в губах/легких, а у кого-то – в верхней части живота, у кого в ногах, а у кого – в ботинках. Это чтобы зрители знали, куда на самом деле смотреть, когда на сцене блокфлейтист.

678 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

 

Сохраните наш сайт в социальные сети и расскажите друзьям!



Добавить комментарий

Top